Общее
О кредитах
Помощь заемщику
Банковская теория
Интересное о банках
Новости
Кредиты физ. лицам
Про кредиты
Микрокредиты
Потребительский кредит
Автокредит
Ипотека
Кредитные карты
Овердрафт
Займы
Налоговый вычет
Депозит
Кредиты юрид. лицам
Банковская гарантия
Кредитная линия
Кредиты малому бизнесу
Лизинг
Факторинг
Онлайн заявка на кредит
Потребительский кредит
Кредитные карты
Форекс
Обзор Форекс брокеров
Форекс бонусы
Заявка на кредит
Форма входа
Статистика
» » »

Процесс и виды факторинга.





Процесс и виды факторингаФакторинг  в России – сравнительно новая финансовая услуга. Практика применения факторинга на предприятии вызывает много вопросов, поскольку многие компании относятся к этой услуге настороженно.

Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования. Вместе с тем не всякое предприятие, относящееся к категории малого и среднего, может воспользоваться услугами факторинговой компании.

Так, факторинговому обслуживанию не подлежат:

  • предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой;
  • предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции;
  • строительные и другие фирмы, работающие с субподрядчиками;
  • предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные (бартерные) сделки.

Наглядным примером факторинга в России может служить финансирование поставщиков крупных торговых сетей. Как правило, торговые компании-дистрибьюторы, вынужденные поставлять свои товары на условиях отсрочки платежа, испытывают недостаток в оборотных средствах для бесперебойной деятельности.

Основной задачей факторинга является привлечение финансов для пополнения оборотных средств поставщиков. Она заключается в том, что поставщик разрешает погашать задолженность своих покупателей факторинговой компании. Для поставщика - это прежде всего быстрый способ привлечения финансовых ресурсов. Так как факторинговая компания расплачивается с поставщиком за поставленные покупателю товары и сама в последствии взыскивает с покупателя задолженность.

Процесс факторинга включает в себя несколько этапов. Основная отличительная особенность сделок и оказания услуг при факторинге - это отсрочка платежа. Перед тем, как продавец произведет отгрузку продукции, он заключает договор факторинга с  подходящей ему компанией и сообщает об этом покупателю. После этого он предоставляет покупателю реквизиты необходимые для последующего погашения задолженности.

После отгрузки продукции продавец направляет в факторинговую компанию документы, подтверждающие отгрузку товаров продавцу. После этого поставщик получает от факторинговой компании процент от стоимости отгруженных товаров, который установлен в договоре. Покупатель перечисляет денежные средства факторинговой компании в качестве оплаты отгруженной ему продукции. После того, как покупатель полностью погашает свою задолженность, факторинговая компания окончательно рассчитывается с поставщиком. За свои услуги факторинговые компании взимают определенные комиссии.

Сумма, которая выплачивается продавцу после отгрузки товаров, зависит от различных факторов: сумма сделки, предполагаемый период отсрочки платежа, а также степень рисков. Сумма первоначальной выплаты может составлять 50% - 90% от суммы сделки.

Факторинговые операции банков классифицируются как: конвенционные (открытые), если должник уведомлен об участии в сделке факторинговой компании, или конфиденциальные (закрытые). Уведомление должника при открытом факторинге осуществляется путем соответствующей записи на счете-фактуре, подтверждающий, что правопреемником по возникающему долгу является определенная факторинговая компания и что платеж должен осуществляться в ее пользу.

При закрытом факторинге, покупатель не знает, что в сделке принимает участие факторинговая компания. Денежные средства будут перечисляться на счет продавца, а продавец уже сам будет перечислять их факторинговой компании.

Факторинг может быть с правом регресса, когда факторинговая компания не страхует кредитный риск, который продолжает нести поставщик. Это означает, что компания имеет право вернуть поставщику долговые требования на любую сумму, не оплаченные клиентами в течение определенного срока (обычно в течение 90 дней с установленной даты платежа) и без права регресса или обратного требования платежа с поставщика. Договор о полном факторском обслуживании заключается обычно при постоянных и длительных контактах между поставщиком и фокторинговой фирмой. Он предусматривает переуступку поставщиком всех долгов своих плательщиков, 100% защиту от появления сомнительных долгов и обеспечение гарантированного притока средств, ведение учета дебиторской задолженности. По желанию поставщика может обеспечиваться предваритильная оплата счетов. Второй вид подразумевает, что факторинговая компания сама должна будет взыскать задолженность с покупателя. Факторинг без регресса обычно предоставляется только проверенным и надежным клиентам.

В зависимости от территориальной принадлежности факторинг бывает национальный (внутренний) и международный (внешний). При внутреннем факторинге все стороны являются резидентами. Однако если среди участников сделки есть представители других стран, то такой факторинг является внешним. При внешнем факторинге сделка может проходить с участием двух факторинговых компаний. Одна их них занимается финансированием продавца (экспортера), а другая переводит денежные средства, которые поступают в качестве оплаты от покупателя. При такой сделке основные кредитные риски ложатся на вторую факторинговую компанию.

Факторинг является одной из разновидностей кредитования. Но в отличие от обыкновенного кредита имеет ряд особенностей. Факторинг подразумевает финансирование текущей деятельности, а не инвестиционной как при кредите. При факторинге сумма кредитных средств не устанавливается в договоре, а зависит от фактических потребностей клиента. Факторинг не требует обязательного предоставления обеспечения (залог, поручительство, гарантия). И в отличие от кредита задолженность погашается покупателем, а не самой организацией.

К недостаткам факторинг в России можно отнести высокие требования факторинговых компаний к потенциальным клиентам и их дебиторам. Если отмечать сложности факторинга, то основная из них в том, что у многих компаний плохо организован документооборот, поэтому фирмы сталкиваются с проблемой организации процесса документооборота при факторинговом обслуживании. Однако, не стоит забывать о том, что факторинговая компания принимает на себя большинство рисков по неоплате поставок дебиторами, поэтому качественная проверка поставщиков и дебиторов необходима. Факторинг – это работа с рисками, и специалисты факторинговых компаний стараются предусмотреть все возможные риски факторинга (случаи мошенничества или банкротства дебиторов).

Также к недостаткам факторинга можно отнести относительно высокие переплаты. Так как за предоставление таких услуг факторинговые компании взимают высокие комиссии, которые могут составлять 15%-20% от суммы задолженности. Кроме того, факторинговые компании ежедневно начисляют проценты, которые зависят от суммы предварительного платежа.

Также, некоторые поставщики считают недостатком факторинга необходимость предоставлять в факторинговую компанию оригиналы отгрузочных документов. Электронный факторинг (электронный документооборот между фактором, поставщиком и покупателем) помогает получать финансирование оперативнее, однако оригиналы отгрузочных документов помогают службе риск-менеджмента выявить несуществующие поставки и, тем самым, сразу пресечь возможные попытки мошенничества.

Главным преимуществом факторинга является то, что этот финансовый инструмент – беззалоговый и более оперативный с точки зрения принятии решения. В первую очередь он направлен на удовлетворение потребностей представителей малого и среднего бизнеса.

При помощи такого кредитного инструмента, как факторинг, поставщики могут заниматься планированием своих финансовых потоков, увеличением ликвидности и оборачиваемости задолженности, страхованием рисков, возникающих с отсрочкой платежа. Покупатель не отвлекает свои оборотные средства, а это влияет на результаты его деятельности. Факторинг дает возможность поставщикам и покупателям постоянно развивать свои отношения для выхода на новые рынки и увеличения объемов продаж. Поэтому факторинг весьма популярен в сфере малого и среднего бизнеса.

Сумма кредита всегда ограничена размером залога, причем рыночная стоимость залога может в два раза превышать размер кредита, а размер факторингового финансирования, как правило, зависит только от сбытовых возможностей поставщика. В отличие от кредита,  факторинг не исключает одновременное использование традиционных финансовых инструментов. Финансирование при факторинге, как правило, не зависит от размеров получаемых кредитов. Кроме того, при использовании факторинга улучшаются показатели бухгалтерской отчетности предприятия.

Факторинг помогает поставщику значительно укрепить свои позиции в конкурентной среде, а именно предложить своим покупателям за отгруженные товары или оказанные услуги более длительные отсрочки платежей, что при сегодняшней ситуации является весомым конкурентным преимуществом.






Категория: Факторинг | Дата: | Автор:
Просмотров: 5600 | Теги: факторинк, Кредит, юрлицо, банк | Рейтинг: 0.0/0

Эти статьи Вам могут быть интересны:

Комментарии

Всего комментариев: 0
avatar
Пригодится
Популярные статьи
Это интересно
Последние комментарии